Пусковые, зарядные и пуско-зарядные устройства. Как выбрать.

Estimated read time 1 min read

Пожалуй, каждый автовладелец или мотолюбитель периодически сталкивается с необходимостью «оживить» севший аккумулятор. К сожалению, нередко случаются и оказии, когда необходимо экстренно запустить двигатель даже при полностью разряженном аккумуляторе. Учитывая особенности сурового российского климата, в зимний период эта проблема становится особенно актуальной.

В эти досадные моменты на помощь владельцам авто и мото-техники приходят зарядные, пусковые и пуско-зарядные устройства (так называемые ПЗУ). Как понятно из названий, эти приборы предназначены для зарядки аккумуляторных батарей, для запуска двигателя без зарядки батареи или для комбинированного использования  — то есть, и для запуска двигателя, и для зарядки аккумулятора.

Поскольку выбор перечисленных устройств зависит в первую очередь от особенностей и характеристик вашего аккумулятора (его типа, емкости батареи, значений пускового тока и напряжения), рекомендуем вспомнить немного теории на тему аккумуляторных батарей (АКБ).

Существуют два основных типа АКБ – кислотные и щелочные. Кислотные АКБ (иногда их называют «свинцовыми») можно заряжать с регулярной частотой, они не выходят из строя от частых зарядок. Но разряжать до минимума такие батареи не рекомендуется. Щелочные АКБ могут быть нескольких подвидов с разными требованиями к зарядке. Никель-металл-гидридные (Ni-Mh) батареи необходимо заряжать только тогда, когда аккумулятор полностью разрядился. Ni-Mh батареи обладают так называемым «эффектом памяти». И если вы поставите устройство на подзарядку при практически полной батарее, то в результате получите то количество энергии, которое было получено в процессе последней подзарядки. То есть, минимум.  Никель-кадмиевые (Ni-Сd) и литий-ионные (Li-Ion) батареи таким свойством «памяти» не обладают, поэтому их можно ставить на зарядку в любой степени разряженности.

Есть различия и в самих способах зарядки аккумуляторных батарей, о которых также важно помнить при выборе зарядных устройств:

  • с постоянным током. При этом способе зарядки сила тока остается постоянной в течение всего процесса. Он дает возможность максимально быстро зарядить разряженный аккумулятор, но при этом сокращает его срок службы. Такое явление называют «старением» аккумулятора. Использовать этот способ рекомендуется лишь в случае острой необходимости.
  • с постоянным напряжением. В процессе подзарядки батареи таким способом поддерживается постоянное напряжение. Недостатком его является тот факт, что высокая начальная скорость зарядки к завершению процесса понижается.
  • комбинированный способ зарядки. Такой способ характеризуется объединением особенностей двух вышеописанных способов. В первой половине процесса зарядки стабилизируется сила тока, а во второй – напряжение. Считается самым оптимальным из возможных способов, поскольку объединяет достоинства двух вышеупомянутых способов и нивелирует их недостатки.

Типы

  • Пусковые устройства. Пусковое устройство пригодится в ситуации, когда срочно необходимо завести двигатель, аккумулятор разряжен, а времени или возможности зарядить его нет. Пусковое устройство не заряжает аккумулятор. Его задача – обеспечить стартеру ток, необходимый для запуска двигателя. Пусковое устройство имеет собственный встроенный герметичный аккумулятор, что позволяет использовать его в любых условиях. Даже, как говорят, в чистом поле. Для работы такого устройства в момент пуска подключение к электросети  не требуется. Подключение к сети потребуется после 1-3 запусков двигателя – устройство необходимо будет подзарядить. В периоды длительного неиспользования пусковое устройство рекомендуется заряжать приблизительно раз в три месяца для того, чтобы в случае необходимости прибор был в полной готовности исполнить свою «миссию».
  • Зарядные устройства. Зарядное устройство восстанавливает заряд аккумуляторной батареи за  определенный промежуток времени (зависит от модели). Зарядное устройство – незаменимый помощник любого автомобилиста. Если авто периодически простаивает (например, в зимний сезон), без этого прибора просто не обойтись. После длительного простоя завести авто без зарядки аккумулятора просто не удастся. Питание зарядных устройств происходит от сети, поэтому на время зарядки аккумулятор необходимо отключить от бортовой сети и переместить туда, где есть возможность подключить зарядное устройство.
  • Пуско-зарядные устройства. Это универсальный вариант, который способен решать две задачи сразу – и заряжать АКБ, и запустить двигатель автомобиля в случае надобности. Кроме того, что прибор удобен своей многофункциональностью, его покупка обойдется вам дешевле двух отдельных устройств с аналогичными характеристиками.

Характеристики

  • Выходное напряжение. Один из важнейших параметров при выборе конкретной модели устройства. Значение выходного напряжения прибора должно совпадать со значением напряжения вашей АКБ. Иначе могут выйти из строя (попросту, сгореть) и само устройство, и ваш аккумулятор… Значение выходного напряжения всегда указывается в паспорте аккумулятора.
  • Емкость батареи. Емкость батареи обозначается в Ач (ампер часах) и указывает на время, в течение которого аккумулятор может  производить нагрузку тока в 1 ампер. Для восстановления полной емкости аккумулятора необходимо зарядное устройство, которое будет отдавать определенную силу тока за условно минимальный отрезок времени (сила тока при зарядке). Но это вовсе не означает, что необходимо выбирать приборы с максимальными показателями по скорости. Для бытового использования оптимальным показателем считается значение 10-15 А. Хорошо, если устройство будет иметь функцию регулировки силы тока. Ведь зарядку начинают с большого тока, уменьшая его силу по мере зарядки батареи. Некоторые модели зарядных устройств имеют автоматическую регулировку силы тока. Если зарядное устройство не предполагает возможности регулировать силу тока, а просто может работать в двух режимах (ускоренная и обычная зарядка), злоупотреблять «быстрой» зарядкой не рекомендуется. Этот режим значительно сокращает срок службы АКБ в силу того, что происходит на высоких токах.
  • Пусковой ток. Это способность батареи выдавать максимальный ток в течение 30 сек. При выборе пускового или пуско-зарядного устройства, учитывайте параметр пускового тока вашего аккумулятора. Лучше приобретать устройство с некоторым запасом по пусковому току, чтобы прибор не работал на пределе своих возможностей. Это продлит срок службы вашего аппарата. Для запуска двигателя легкового авто понадобится примерно 250-300 А.
  • Ток зарядки. Этот параметр может колебаться в диапазоне от 20 до 3000 А в зависимости от модели устройства. Для зарядки аккумулятора легкового авто достаточно будет тока зарядки 35-55 А. Грузовой автомобиль может потребовать более высоких показателей – до 1000 А.
  • Габариты и вес. Параметр, который не стоит упускать из виду при выборе необходимой модели. От него будет зависеть удобство пользования аппаратом. Слишком большие габариты и вес устройства могут сильно ограничить сферу использования прибора.

Независимо от того, какую бы модель пускового или пуско-зарядного устройства вы не выбрали, помните о том, что при запуске двигателя такое оборудование выдает ток силой более 100 А. Поэтому строго следуйте рекомендациям в руководстве пользователя и соблюдайте все правила безопасности!